
|
Царицы Египта
|
КЛЕОПАТРА
Для начала придется несколько разочаровать читателей относительно якобы неземной красоты Клеопатры. Современники царицы утверждали, что она прекрасно сложена, но черты лица далеки от модного для того времени имиджа. Бюст царицы, считающийся ее достоверным изображением, демонстрирует нам женщину восточного типа с хищным вырезом ноздрей, небольшими глазами и удлиненным лицом. В ней чувствуются порода и ум, но, согласитесь, этого маловато для красавицы.,,
- Чем же тогда брала Клеопатра?
- Ее сила заключалась в искусстве обольщения, доведенном до виртуозности. Древнеегипетские жрецы накопили колоссальный опыт в умении манипулировать подсознанием человека в эротическом искусстве. Юная царица, прошедшая эту школу, оказалась талантливой ученицей. У нее был прелестный голос, она в совершенстве владела искусством вкрадчивой речи, обольстительной игры глаз, обладала изумительным даром поддерживать страсть. Все в ней дышало сладострастием, это подчеркивали и одежды, выбираемые с изысканным вкусом. Она специально окружала себя прекрасными молодыми девушками, создавая вокруг своеобразную "эротическую ауру". Зная, как легко пресыщается человек сексуальными удовольствиями, Клеопатра всегда чувствовала момент, когда нужно сделать разумную паузу. К тому же она, видимо, обладала тем, что знаменитый Бехтерев, исследуя феномен Григория Распутина, назвал "половым гипнозом". Прибавьте к этому прекрасное образование: пела, играла на лютне и арфе, танцевала, владела несколькими языками, с ней можно было поговорить о литературе, искусстве и новейших философских течениях. Ну и наконец, сама по себе мысль, что ты разделяешь ложе с женщиной, которую ее подданные считают земным воплощением богини Исиды, будоражила воображение.
Клеопатра и прожила-то всего 37 лет - возраст, для того времени считавшийся чуть ли не старым. Действительно, рецепты известны и в них нет никаких чудодейственных средств. Употреблялись косметические маски - наиболее действенными считались пшеничное тесто, замешенное на ослином молоке, а также порошок из редкой породы улиток, смешанный с бобовым отваром.
Каждая дама имела свои тайные рецепты духов. Использовалась, и весьма обильно, декоративная косметика. Белились свинцовыми белилами и мелом, румянились составами из кармина (белила и румяна замешивались на слюне рабынь). Глаза и брови подводили смесью сурьмы, висмута и свинца. В моде были блондинки и рыжие, поэтому женщины либо носили парики, либо часами сидели на солнцепеке, намазав волосы "галльским маслом", содержавшим много щелочи. На всех участках женского тела волосы тщательно удалялись. Разумеется, ни одним из средств, усиливающих женское очарование, Клеопатра не пренебрегала.
Умная и образова6нная Клеопатра, возможно, самая легендарная женщина мира. Клеопатра овладела редчайшим искусством очаровывать людей, а так как сила была все-таки в руках у мужчин, то египтянка с успехом использовала свои таланты на поприще любви. Обладая красотой, страстностью и умом, она могла быть второй Семирамидой. Но, будучи рабой своих желаний, осталась только куртизанкой.
Клеопатра происходила из замечательного греческого рода Птолемеев. Ближайший сподвижник Александра Македонского, друг его детских лет Птолемей I Сотер (Спаситель), попросил себе в качестве воинской награды Египет, прекрасную, полную тайн землю. Когда его великий властелин умер, то Птолемей забальзамировал труп Александра, отбыл в свое царство и обосновался в Александрии, названной так в честь Македонского. В Александрии он снискал себе славу мудрого, просвещенного правителя.
Отцом Клеопатры был Птолемей ХI Авлет, жестокий и ненавидимый всеми. В июле 51 года до н.э. скончался владыка Египта завещавший престол своим старшим детям: шестнадцатилетней красавице Клеопатре и тринадцатилетнему Птолемею-Дионису. Следуя египетскому обычаю, они сразу же вступили в брак друг с другом.
Клеопатра выросла в выдающемся по тому времени центре - Александрии. Поэзия, искусства, науки находили приют в этом городе, и при дворах египетских царей насчитывалось не мало выдающихся поэтов и художников. Красавица получила прекрасное образование и свободно говорила на нескольких языках, изучала философию, была хорошо знакома с литературой и играла на разных инструментах. Она была девушкой образованной, умной, унаследовавшей от своих предков политический ум. Но в то же время она обладала сладострастной натурой. Для удовлетворения своих желаний Клеопатра содержала множество красивых мужчин. В те времена это вовсе не считалось безнравственным.
Сохранились свидетельства современника, который пишет, что Клеопатра назначила смерть ценой своей любви и что нашлись обожатели, которых такое условие не испугало. За ночь, проведенную с царицей, безумцы платили своей жизнью, и их головы выставлялись перед дворцом соблазнительницы!
После брака с малолетним Птолемеем XII, казалось, власть сама пришла к Клеопатре, однако судьба уготовила ей нелепый казус. Молодого Птолемея XII воспитывал евнух Пофин, который мечтал о том, что с воцарением воспитанника он станет главным правителем страны.
В 48 году до н. э. Пофину удалось поднять против Клеопатры столицу государства - Александрию. Возмутившийся народ угрожал жизни Клеопатры. Собрав несколько преданных ей лиц, царице пришлось бежать, но побежденной она себя не считала.
Брат и сестра, муж и жена готовились кровью отстаивать свои права.
Как раз в это время Юлий Цезарь, узнав о распре, решил вмешаться в египетские дела и собрать заочно с египтян долги. Суровый римлянин приказал Птолемею и Клеопатре распустить войска и самим явиться к нему для объяснений. Но хитрый Пофин не передал царице приглашение, сказав только о распоряжении касающееся войск. Своего же воспитанника он успешно послал к Цезарю.
Птолемей, прибывший в Александрию, горько жаловался на сестру. Но не легко убедить Цезаря. Его удивило отсутствие Клеопатры, и, прежде чем что-то решить, он тайно отправил к ней гонца.
Царица с нетерпением ждала известий. Доверяя великому полководцу, она немедленно выполнила его приказание. Клеопатра понимала, что ей необходимо увидится с Цезарем. Но как пробраться в столицу она не знала. Когда она ночью прибыла с верным рабом на рыбачьей лодке в Александрию, раб завернул Клеопатру в кусок пестрой материи, взвалил тюк на спину и благополучно добрался до покоев Цезаря, где и возложил к его ногам драгоценную ношу.
Произошло то, чего, вероятно, так боялся умный Пофин: Цезарь не смог устоять против любовных чар Клеопатры. Скромная красавица появилась из пестрой ткани. Ей тогда было 19, ее красота была в полном расцвете. Цезарь потерял голову. Клеопатра торжествовала!
Вскоре Птолемей XII утопился в Ниле, Пофин Бежал. Так окончилась война, известная как "Война Клеопатры" , поскольку Цезарь сражался только из любви к царице.
В Александрии воцарилось спокойствие. Чтобы не раздражать египтян, Цезарь выдал Клеопатру замуж за ее второго брата Птолемея XIII, Неотероса, болезненного шестнадцатилетнего юношу. Брак этот был фиктивным. Царица оставалась любовницей Цезаря и одна правила государством, опираясь на римские копья.
А в Риме беспорядки, льется кровь, но Цезарь не спешит туда. Долг, интерес, обязанности, все забыто в объятиях лукавой чаровницы. Они собирались путешествовать по Нилу, мечтая там наслаждаться своей любовью. Но все же пришлось Цезарю обратить свой взор на к Риму. Он трогательно прощается со своей любовницей и отправляется в путь.
Через несколько месяцев Клеопатра родила сына, которого назвала Птолемеем-Цезарионом. Так открылись ее отношения с Цезарем, которые впрочем и не были особой тайной.
Клеопатра с сыном и псевдомужем прибыла в Рим в середине лета 46 года. В Риме ей был устроен настоящий триумф. Среди пленниц, которые следовали за колесницей, Клеопатра увидела свою сестру Арсиною - ее именем недовольные египтяне пытались отстранить от власти Клеопатру. Арсиноя бросила умоляющий взгляд на старшую сестру, но та отлично знала главный принцип земного властителя: "Горе побежденным!" - а от своих принципов Клеопатра никогда не отступала.
В Риме никто не придавал значение тому, сколько любовниц имел Цезарь, однако, признав публично женщину своей любовницей, он наносил оскорбление своей республике. В храме Венеры была установлена золотая статуя "александрийской куртизанки", и ей воздали божественные почести. К оскорблению народа добавилось оскорбление богов. По городу пошли слухи, что Цезарь хочет провозгласить своим наследником сына Клеопатры. Распространение слухов и неосторожность Цезаря сократили дни его жизни.
Царица Египта как громом была поражена убийством любовника. Конец ее надеждам! Чувство опасности гнало ее из города. В 44 году до н.э. "египетская блудница" вернулась в Александрию, где через год скончался ее брат-супруг. Клеопатру обвиняли в его смерти, но ничего не было доказано. Клеопатра осталась одна властительницей Египта и тотчас объявила своим наследником четырехлетнего Цезариона.
Когда Клеопатра уезжала из Рима, она, быть может сама того не желая, зажгла искру в сердце Марка-Антонио, легкомысленного сластолюбца, но храброго воина. В 42 году до н.э., после победы над Брутом, он объезжал Грецию и Малую Азию, собирая контрибуцию, его повсюду восторженно встречали, только одна Клеопатра не удостоила воина своим вниманием.
Антоний пока не влюблен в египтянку, но ее очарование произвело на него неизгладимое впечатление. Он мечтает заставить ее унижаться и молить о прощении. Но приходится ждать этого удовольствия, царица не спешит.
Если Цезаря можно было покарить скромностью, то для завоевания Антония понадобились более сильные средства, и Клеопатра не ошиблась в их выборе. Ее появление было таким великолепным! В ответ на приглашение триумвира она ответила своим. В назначенный час Антоний прибыл во дворец, украшенный с необыкновенной роскошью. Пир был великолепным. И римский лакомка, когда-то подаривший дом своему повару за хорошо приготовленное блюдо, готов был подарить повару Клеопатры целый город; а ей самой - весь мир. Теперь он сам ползал у ее ног, не вспоминая о том, что намеривался ее унизить.
Расчетливая египтянка использовала все средства обольщения для того, чтобы Рим признал Цезариона законным наследником египетского престола и отделаться на всегда от своей младшей сестры Арсиноэ, опасаясь ее влияния на народ. Безумно влюбленный Антоний исполнил оба ее желания: Рим признал Цезариона законным наследником, а Арсиноя, скрывавшаяся в Милете, была убита там в храме Дианы. Награда не заставила себя ждать и Антоний владеет Клеопатрой. Он откладывает все дела и уезжает с царицей в Александрию, а там начинается сплошная оргия. Они прозвали себя "неподражаемыми". Клеопатра превратилась в сладострастную вакханку, куртизанку самого низкого сорта, потворствуя его грубым инстинктам. Она пила, цинично выражалась, пела эротические песни, плясала, ссорилась с любовником, отвечала ему бранью и ударами. Ничто не доставляло такого наслаждения грубому римлянину, как получать побои от крошечной ручки царицы.
Очень часто "неподражаемые" переодевались в одежду слуг, матросов, бегали по александрийским улицам, ругались с прохожими и пьяницами и зачастую подобные похождения заканчивались дракой. Антоний, не смотря на свою силу и ловкость, бывал жестоко избиваем. Доставалось и Клеопатре. Но каждый раз они готовы были на новые безумства.
Однажды во время пира Клеопатра заявила, что выпьет одна десять миллионов сестерций.
Оказалось, царица не хвастала. Она вынула из уха серьгу с жемчужиной, равной которой не было во всем мире, и бросила ее в чашу, где та растворилась в уксусе, заранее приготовленном. На глазах изумленной публики залпом выпила это питье. Антоний не мог не восхищаться такой женщиной.
Жена Антония, оставшаяся в Риме, уже потеряла надежду вырвать мужа из рук Клеопатры.
Все испробованные способы уже не действовали, осталось одно - поднять так называемую Перузинскую войну. Антонию пришлось уехать.
Три долгих года Клеопатра жила в разлуке с Антонием, от которого имела троих детей: Александра, Клеопатру и Птолемея.
В конце 36 года до н.э. Антоний отправился на войну с Сирией, но вступив на азиатский берег, сразу же вспомнил "нильскую сирену". Любовь вспыхнула вновь, он послал за Клеопатрой, и вскоре любовники наслаждались в объятиях друг друга. Боясь того, что Антоний снова решит вернуться к жене, египтянка удвоила свои ласки, а при одном упоминании о возможном отъезде изображала смертельное огорчение, она не ела, не пила, проводя дни и ночи в слезах. Несмотря на все это Антонию все же пришлось уехать: по приказу Рима он отправился воевать в Армению. Но тут Клеопатре не пришлось долго ждать: Армения покорена за несколько недель, царь взят в плен.
Отпраздновать эту победу Антоний решил в Александрии, рядом с Клеопатрой, тем самым нанеся оскорбление родине, сенату, народу. Но Антоний думает только о любви к Клеопатре. Клеопатра удовлетворена. Судьба ее детей устроена: Антоний раздарил им завоеванные области. Клеопатра официально приняла имя "Новой Изиды" и давала ауденции, облаченная в костюм богини, в облегающем одеянии и короне с ястребиной головой, украшенной рогами коровы. Антоний отрекшись от своего отечества, становится почти царем Египта. Он приказал чеканить монету с профилем Клеопатры и даже на щитах легионеров он выбил имя царицы Египта.
Любовников погубила излишняя самоуверенность и потеря бдительности. Привыкшие жить в свое удовольствие, ни в чем не знавшие отказа, они достаточно вяло прореагировали на угрозу, исходившую из Рима. В 31 году до н.э. Октавиан, брат жены Антония, объявил войну Клеопатре.
Армия Антония и Клеопатры имела огромное численное превосходство. Они слишком понадеялись на это и проиграли битву еще до начала. Антоний в 50 лет выглядел стариком, оргии сделали свое дело, его руки не слишком крепко держали свой меч. А Клеопатра, привыкшая к тому, что все доставалось ей легко, решила, что полководческий талант чем-то сродни победам в любви, она приняла на себя командование частью морского флота. В решающей морской битве 2 сентября 31 года до н.э. именно Клеопатра подвела Антония. Она не поняла стратегии своего любовника и в самый решающий момент бежала со своим флотом. Римляне одержали полную победу.
После неудачи Антоний не желал видеть Клеопатру, считая только ее виновницей поражения. Утешение он нашел в том, что стал пить. А Клеопатра думала только о собственном спасении, представляя будущее полным кошмаром. У нее впервые возникает мысль о самоубийстве. Она приказывает построить на берегу моря великолепную усыпальницу, где ее сожгут со всеми сокровищами, когда придет время.
Но она еще любит жизнь, поэтому решилась бежать. При помощи рабочих, машин и вьючных животных Клеопатра перевезла свои корабли по сухому пути в Красное море. Но увы, бегство невозможно: арабы сожгли все корабли. Но и тут она не сдалась. Она вооружает форты Пелузы и Александрии, раздала орудие народу, и, чтобы поднять дух войск, записала своего сына Цезариона в солдаты. Но удача и здесь обошла ее. Тогда она решила отравиться. Ей нужен только такой яд, который убивает без конвульсий и боли. Всевозможные яды она пробует на рабах приговоренных к смерти, ведь она выбирает смерть для себя. Наконец, яд найден. Укус небольшой змейки аспида даст ей то, о чем она мечтает.
В это время царица примирилась с Антонием, и снова начались безумные оргии. Надеясь смягчить Октавиана, Клеопатра тайно от любовника послала гонца с щедрыми подарками, ведб теперь Октавиан победитель. Она любила Антония пока он был героем, победителем, теперь же ее больше интересует Октавиан. Хотя Клеопатре минуло тридцать семь, она еще верила в силу собственной красоты. К тому же гонец, публично сообщил царице о том, что Октавиан давно влюблен в царицу, и готов сделать все, что она пожелает. Клеопатра спасена, а Антоний пусть заботится о себе сам.
Через несколько дней судьба улыбнулась Антония, сразившись с Римскими войсками он победил. Царица вновь почувствовала любовь к герою. Она решила тайно скрыться с двумя верными рабынями, но приказ убить Антония все же не решается отдать. Клеопатра посылает гонца к Антония, чтобы сообщить о своей смерти, но пока думать о ней не желала. В подлости Клеопатры сомневаться не приходиться, ведь царица знала, что Октавиан вскоре войдет в Александрию. Несомненно убьет Антония, и она будет спасена.
Обезумевший Антоний метался по всему дворцу в поисках царицы. Он не сомневался, что любовница изменила ему. И тут ему сообщили о смерти Клеопатры. Эта весть лишает его мужества, он впадает в полное отчаяние. С ее именем на устах Антоний бросается на свой меч.
Известие гибели Антония поражает Клеопатру, мучимая угрызениями совести впала в отчаяние. Царица хочет видеть любовника живым или мертвым и просит доставь ей его. Римлянин еще ели дышал: рана была смертельной, но жизнь еще билась в его могучем теле. Радость от того, что царица жива, придает ему силы, он направляется к ней, желая умереть рядом с ней, которую он обожал. Безумными поцелуями осыпает она Антония, и он умирает на руках своей возлюбленной.
Похоронив Антония, Клеопатра перешла во дворец, где ее окружили царскими почестями. Попытка Клеопатры договориться с победителем кончилась неудачей. На Октавиана, известного своими многочисленными амурными похождениями, чары Клеопатры не возымели действия. Узнав, что Октавиан хочет провести ее как рабыню в цепях за своей триумфальной колесницей, царица решила покончить жизнь самоубийством.
Выхода не было она не знала жалости к проигравшим, не было у нее жалости и к себе. Потерявший все должен уйти достойно.
На следующий день она устроила роскошный пир. Облачившись в царские одежды с короной на голове. Когда ей принесли корзинку со свежими фруктами, где на дне, спала змея. Уколом иголки царица разбудила аспида. Мгновенно последовал безболезненный укус, две верные рабыни предпочли смерть, у ног умирающей госпожи.
Клеопатру похоронили с почестями, и рядом с Антонием. Цезарион сын Клеопатры и Гая Юлия Цезаря, был казнен, как вероятный претендент на власть.
НЕФЕРТИТИ
Три с половиной тысячи лет назад в Египте идеалом женской красоты была жена фараона Нефертити, чье имя переводится как «Красавица пришла» - худенькая женщина с фигурой мальчика-подростка. Глядя на ее тонкие брови, огромные выразительные глаза, смелую и прелестную линию рта, чувствуется, что здесь природа и искусство поработали вместе.
Ее можно, без всякого сомнения, назвать одной из самых известных женщин древности. Тысячи посетителей Государственного музея в Берлине стремятся к ней, воплотившей в своем нетленном образе идеалы женственности, царственности и необычайного величия, победившие тысячелетия. Ее образ, наряду с пирамидами и улыбкой юного Тутанхамона стал одним из бессменных символов древнеегипетской цивилизации. Она, почитавшаяся как живая богиня современниками, проклятая и забытая потомками вновь "царствует" в нашем мире, напоминая о нескончаемой борьбе человека со временем и провозглашая неизменный идеал красоты.
- Это выполненный из известняка и раскрашенный бюст царицы в натуральную величину. Телесный цвет затылка, красные ленты, спускающиеся вдоль шеи, синий головной убор. Наконец, бюст был поднят. Очень трудно найти слова, чтобы передать все великолепие этого портрета царицы Нефертити. Лицо с нежным овалом, прекрасно очерченный небольшой рот, прямой нос, прекрасные миндалевидные глаза, слегка прикрытые широкими тяжелыми веками. В правом глазу сохранилась вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Высокий синий парик обвит "золотой" повязкой, украшенной "самоцветами". На лбу когда-то находился урей - священная змея, считавшаяся в Египте символом царской власти.
Красавица Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV еще при жизни его родителей - фараона-солнце Аменхотепа III и "великой царской супруги" Тейе, неординарный ум, властность и мудрость которой были "притчей во языцах" на всем древнем Востоке. В одном из дипломатических писем, написанного клинописью на глиняной табличке царем государства Митанни, располагавшегося в Малой Азии, фараону Аменхотепу IV говорится: "Все, о чем говорил я твоему отцу, известно матери твоей Тейе. Никто другой не знает этого, и ты можешь об этом спросить свою мать…" К одному из праздников Аменхотеп III подарил жене воистину царский подарок: потрясающую красотой и богатством летнюю резиденцию - дворец Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озеро, засаженное лотосами, с ладьей для прогулок царицы. Удостаивавшаяся почестей, недоступных другим египетским царицам, Тейе была обожествлена еще при жизни и оказывала колоссальное влияние на супруга и детей.
Юность Нефертити прошла в Фивах - блестящей столице Египта эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) Грандиозные храмы богов соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали аллеи сфинксов, соединяющие храмы и выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Египет был в апогее своего расцвета. Покоренные народы Сиро-Палестины везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами лазурит и произведения ремесла; из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом… бесчисленным золотом, которым так славился Египет в древности. В обиходе были тончайшие ткани из гофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые украшения и бесценные умащения.
В течение долгого времени египтологи предполагали, что по своему происхождению Нефертити не была египтянкой, хотя ее имя, переводящееся как "Пришедшая красавица" исконно египетское. Однако сегодня известно, что ее родителями были египтяне: вельможа Эйе и его супруга Тии были родственниками царицы Тейе и происходили из среды провинциального жречества из города Коптоса. Упоминание о подобном родстве отнюдь не льстило бы царице. Тии в официальных надписях именовалась всего лишь "кормилицей Нефертити, великой супруги царя", в то время как Мутноджемет, младшая сестра Нефертити, имевшая статус придворной дамы, открыто именовала Тии матерью.
Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около двадцати лет. Тех самых двух десятилетий, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей самые устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны: на смену культам богов предков волей царственной четы пришел новый государственный культ Атона - животворящего солнечного диска. Задача царицы, участвующей в богослужении, - умиротворить и умилостивить божество, красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звуком систра - священного музыкального инструмента. Недосягаемый для большинства смертных женщин статус "великой супруги царской", обладавшей большой политической властью, основывался именно на религиозных устоях.
Нефертити, одно из имен которой - Нефернеферуатон - означало "Прекрасны совершенства Солнечного диска", играла важную роль в событиях своего времени. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене - больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно из храмовых действ не могло происходить без нее, залога плодородия и процветания всей страны. "Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, - при звуке голоса ее ликуют". Одновременно, будучи воплощением грозной богини Тефнут, львиноголовой дочери Солнца, карающей преступивших законы, Нефертити порой изображалась с палицей (!), повергающей восставших врагов Египта.
Запретив культы традиционных богов и, прежде всего, вселенского Амона - владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое имя на "Эхнатон" - "Действенный дух Атона", и Нефертити основывают Ахетатон - "Горизонт Атона", свою новую столицу. Объем работ был огромен. Одновременно возводились храмы Атона, дворцы, здания официальных учреждений, склады, дома знати, жилища и мастерские. Выбитые в скальном грунте ямы наполняли почвой, а затем в них сажали специально привезенные деревья - ждать, пока они вырастут здесь, было некогда. Словно по волшебству среди скал и песка вырастали сады, плескалась вода в прудах и озерах, поднимались ввысь стены царского дворца, подчиняясь царскому приказу. Здесь жила Нефертити.
Наряду с интимными сценами в дворцовых садах, в гробницах вельмож Ахетатона сохранились и другие эпизоды семейной жизни царя и царицы - уникальные изображения царских обедов и ужинов. На стульях с львиными лапами сидят Эхнатон и Нефертити, рядом - приехавшая с визитом вдовствующая царица-мать Тейе. Около пирующих стоят украшенные цветами лотосов столики с яствами, сосуды с вином. Пирующих развлекает женский хор и музыканты, суетятся слуги. Три старшие дочери - Меритатон, Макетатон и Анхесенпаатон присутствуют на торжестве.
Одна лишь Меритатон участвует в сцене парадного выезда родителей в город: воспользовавшись тем, что родители увлеклись беседой, девочка подгоняет тростью и так уже мчащуюся лошадь. Вся та щедрость таланта, с которой художники выполнили эти удивительные рельефные композиции, дает нам уникальную возможность хотя бы на мгновение почувствовать реальную атмосферу, окружавшую царя и царицу, живших три тысячи четыреста лет тому назад. Эта умопомрачительная цифра становится еще менее реальной, когда смотришь на краски сохранившихся росписей, которые, кажется, еще только вчера закончил живописец.
Счастье продолжалось недолго. На двенадцатом году правления Эхнатона и Нефертити скончалась принцесса Макетатон. На стене усыпальницы, приготовленной в скалах для царской семьи, изображено отчаяние супругов. Вскоре скончалась и царица-мать Тейе.
Смерть Макетатон, по-видимому, стала переломным моментом в жизни Нефертити. У той, кого современники называли "красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений… преисполненной красотами" появилась соперница. Конечно, у каждого египетского царя было множество жен, однако разница в статусе между "великой царской супругой" и дамами из гарема была колоссальна. Именно с этого момента все внимание Эхнатона было сосредоточено на второстепенной супруге по имени Кийа. Возможно, Кийа не была египтянкой. Еще при Аменхотепе III в Египет в качестве "залога" политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская принцесса Тадухеппа. Именно для нее, принявшей по традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен роскошный загородный дворцовый комплекс Мару-Атон. На изображениях пиров она, практически ставшая соправителем, иногда показана в короне царя! Вероятно, Кийа была матерью принцев Сменхкара и Тутанхатона, ставших мужьями старших дочерей Эхнатона и Нефертити.
Между тем Нефертити оказалась в опале и провела остаток дней в одном из второстепенных дворцов столицы. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмеса показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все еще прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облагающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери шести дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни...
Неизвестно, как закончила дни сама Нефертити. Ее мумия не найдена. Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет, что среди местных жителей существует рассказ о том, что в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гроб; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось. По- прежнему неизвестно, действительно ли было найдено погребение великой царицы древности. Развалины Ахетатона вновь практически забыты; и так редкие здесь туристы совсем исчезли из-за волнений исламских фундаменталистов в близлежащем городе эль-Минья.
Пожалуй, немало: нетленность искренних человеческих чувств, потрясающий своей красотой портрет древней царицы и пожелтевшие листки дневника Людвига Борхардта, который, увидев портрет Нефертити в первый раз, записал на бумаге всего одну фразу: "Описывать бесцельно, - смотреть!"
ХАТШЕПСУТ
Она была дочерью фараона Тутмоса I и его главной жены Яхмос. Сначала ожидалось, что она станет женой одного из своих двух родных братьев, однако после их смерти выбор женихов был ограничен ее единственным братом по отцу Тутмосом, сыном фараона от одной из его второстепенных жен.
Тутмос II не был человеком под стать своему отцу. За недолгие годы своего царствоания он организовал лишь две военные кампании, не увенчавшиеся успехом. Его мумия -- мумия больного человека, который умер молодым.
Послесмерти Тутмоса II возникла проблема наследования: его главная жена Хатшепсут не имела сыновей, только дочерей. От женщины низкого происхождения, дворцовой наложницы по имени Исис, Тутмос зачал одного сына, также названного Тутмосом. мальчика женили на его сестре по отцу Нефруре, и после смерти отца малыш стал фараоном.
Но груз красной и белой корон царей Кемет был слишком тяжек для ребенка. Его же мать, крестьянская девушка, возможно, даже рабыня, никак не подходила на роль регентши.
Таким образом, Хатшепсут стала вдовствующей царицей и регентшей Египта. Впрочем, египтяне не имели эквивалентных титулов, и Хатшепсут просто сохранила те, которыми пользовалась при жизни мужа.
Затем, через четыре года после воцарения мальчика Тутмоса III, произошло небывалое: Хатшепсут заняла на троне место фараона:
"Вышел царь богов Амон-Ра из своего храма, говоря:Добро пожаловать, моя любезная дочь, моя любимица, царь Верхнего и Нижнего Египта, Мааткара, Хатшепсут. Ты царь, принимающий во владение Две Земли."
Удивительно, как ей удался этот фантастический переворот, как женщина смогла захватить трон Гора. Ведь в Египте даже переводимый нами титул "царица" дословно означал лишь "жена царя". Хотя египетский язык имел два рода (женский с окончанием на "т"), для царствующего монарха не было определения женского рода. И часто писцы вместо женских местоимений при восхвалении "царя" Хатшепсут, пользовались мужскими.
Со статуй и барельефов предстает перед нами Хатшепсут с мужским телом, в мужской короткой юбке, в царской короне и снкладной бородой; но она бывает изображена и как женщина, в женском платье и в короне царицы. Раздвоение заходит даже дальше: имеются две гробницы, одна в долине царей, другая в менее значительном месте; два саркофага -- один для царя, другой для царицы.
Женщине тяжело было захватить трон Гора. Хатшепсут нужна была помощь могущественных организованных сил. Существовало несколько мощных группировок: знать, бюрократия, военные, жрецы. Народом можно было пренебречь: слишком безропотен инеорганизован был он.
Самым влиятельным из сторонников Хатшепсут был Хабусонеб, занимавший одновременно посты визиря и первосвященника Амона. Таким образом, в своих руках он совмещал духовную и светскую власть. Ряд приближенных Тутмоса I перенесли свою привязанность на его дочь, когда она села на трон Тутмоса III, среди них архитектор Инени и Яхмос Пен-Нехбет, старый солдат из Эль-Каба. Хатшепсут осознавала шаткость своего положения, и она укрепляла свой трон пропагандой и подбором союзников. Прпаганда опиралась на два основных довода, оба полностью фиктивные. Согласно одному из них она была избрана отцом как наследник и посажена на трон им самим. В другом выдвигалась великолепния идея, что она была фактической дочерью самого бога Амона-Ра. В идее не было ничего нового, все фараоны именовались "сыновьями Амона" и "сыновьями Ра". Но это был скорее иносказательный титул правящего фараона. Барельефы же Хатшепсут описывают данный факт в некоторых подробностях.
На стенах храма в Дейр-эль-Бахри изображен бог Амон на пути к царице Яхмос, матери Хатшепсут: "Он сделал себя похожим на величество ее мужа. Он нашел ее, когда он спала среди красот дворца. Она пробудилась от запаха бога, который она почувствовала в присутствии его величества. Он вошел к ней немедленно..." В заключение Амон произносит перед очарованной царицей краткую речь: "Хатшепсут будет имя этой моей дочери, которую я поместил в твое тело. Она будет превосходно царствовать во всей этой стране."
следующий сцены показывают события, жизненные и религиозные, связанные с рождением божественного ребенка (стоит заметить, мальчика). Хатшепсут преуспела не только в захвате трона. Она продержалась на нем приблизит5ельно двадцать лет.
Во время ее царствования были построены замечательные архитектурные памятники. По ее собственным словам, Хатшепсут была первым правителем, залечившим раны, нанесенные гиксосами многим святилищам богов, да и ее собственные строительные проекты были многочисленны. В годы ее правления был сильно расширен храм Амона в Карнаке, где один из ее обелисков, крупнейший из высеченных в Египте до того времени, еще вздымается к небу. Второй обелиск из пары, воздвигнутой Хатшепсут, обрушился еще в древности. После возведения их покрыли чистым золотом. Надписи на гранях и основаниях обелиска говорят, что царица отмеряла золото мерными сосудами для зерна. Отсюда и из других свидетельств о богатстве можно справедливо заключить, что неспособность царицы вести армию в битву не оказала негативного влияния на египетскую экономику. Отсутствие воинских подвигов ощущалось острее всего, когда Хатшепсут подошла к проблеме создания рельефов, прославляющих великие деяния правительницы. Поскольку она не могла показать, как лупит врагов палицей по головам, она сильно упирала на экономический триумф -- торговую миссию из восьми кораблей в далекую, почти сказочную страну Пунт, богатую слоновой костью, золотом, пряностями, сказочными животными, обезьянами, карликами и экзотическими растениями.
Хатшепсут была великой царицей, но и она не смогла освободить свой мозг от влияния страстей.
Имя ее фаворита было Сенмут. Парвеню, выскочка, никто, он даже не был особенно хорош собой. Кем и чем он был первоначально, мы не знаем; он появляется среди слуг царицы, когда она еще не провозгласила фараоном, возможно, до того, как умер ее муж, фараон Тутмос II. С этого момента Сенмут делает карьеру со скоростью метеора, вслед за Хатшепсут.
Правда, мы должны признать, что нет прямых доказательств того, что отношения Хатшепсут с Сенмутом выходили за рамки отношений хозяйки и слуги, но все же нельзя не подозревать...
Рядом с самой царицей Сенмут является господствующей фигурой периода ее правления.
Одной из его должностей при дворе, причем далеко не синекурой, было звание царского архитектора. Именно ему мы обязаны чудом храма царицы в Дейр-эль-Бахри, самого красивого храма в Египте и одного из прекраснейших древних зданий вообще. Внешний облик храма драматически прост; по форме он напоминает мощные и суровые формы скальных уступов, которые поднимаются за ним. Храм состоит из громадных колоннад, воздвигнутых на двух уровнях, к которым ведет длинный пологий подъем. Центральные залы фланкированы крыльями, построенными под прямым углом; их стройные круглые колонны с каннелюрами напоминают скорее о Греции, Чем об Египте.
Хотя этот храм, который на древнеегипетском назывался Джесер-Джесеру, был посвящен Амону и другим богам, его главной функцией было обслуживание посмертного культа Хатшепсут. <>
Мы отмечали великое препятствие ее пола и силу традиции, которые Хатшепсут должна была преодолеть в своем стремлении к власти. Но мы еще не рассматривали другой фактор, делающий ее успех поистине необъяснимым. Все время, пока Хатшепсут так энергично держала скипетр, в Египте, на заднем плане, существовал еще один царь. О нем нетрудно забыть, ибо сами египтяне, очевидно, забыли о нем на много лет. Он должен был стать одним из величайших и сильнейших царей из всех, кто когда-либо правил египтом; Завоевателем, которого по широте кругозора и воинской доблести можно законно сравнивать с Александром Македонским. Разумеется, Тутмос III, был только ребенком, когда Хатшепсут украла у него трон. Но она правила свыше 20 лет; задолго до окончания ее правления мальчик должен был сделаться мужчиной и продемонстрировать то упорство и выдающийся ум, которые так отличают его в позднейшее время.
Это одна из величайших тайн в жизни царицы, переполненной многими тайнами. Как сумела она смирить и контролировать личность, равную по силе себе самой, человека, перед которым не стояло ни одной из тех проблем, что ей приходилось преодолевать? Если бы молодой Тутмос походил на своего отца, он мог бы робко смириться с надменной узурпаторшей. Но он был иным, он был осколком древней скалы, скалы из твердого асуанского гранита. Его дед, завоеватель Сирии и Нубии, гордился бы им.
Во всяком случае, думаю, он сумел отомстить Хатшепсут. С момента воцарения Тутмоса никто не слышал ни о ней, ни о судьбе ее дочери, супруги Тутмоса. Тутмос также приказал стереть их имена с памятников и стелл.
Мумия Хатшепсут не найдена.
E-mail: ramala1@yandex.ru
|